МОУ СОШ с.Андреевка
с. Андреевка, Екатериновский район, Саратовская область
  • Функциональная грамотность

    Нормативно-правовые документы по организации и проведению оценки функциональной грамотности обучающихся

    Нормативно-правовые документы регионального и муниципального уровней

    Нормативно-правовые документы школьного уровня

    Что такое функциональная грамотность?

       Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

       Составляющие функциональной грамотности:

      1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

      2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.

      3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

      4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

      5. Креативное мышление.

      6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:

    • критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
    • осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
    • вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству. 

       Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.

      Общая информация:

      В России проводят четыре исследования функциональной грамотности. Три из них - международные. Это TIMSS и  PIRLS для 4-х классов и PISA для 4 -х и 8-х классов. С 2019 года Минпросвещения также запустило общероссийское исследование качкства образования по модели PISA.  Минпросвещения и Рособрнадзор утвердили методологию и критерии оценки качества образования в школах на основе практики международных исследований (приказ Рособрнадзора, Минпросвещения от 06.05.2019 № 590/219). В документе содержатся методы и критерии, которые будут использовать для оценки. А еще – график исследования в разных регионах.

    Внешние исследования функциональной грамотности: 

    Исследование Что проверяет Какие классы Когда проходит Когда ближайшее
    TIMSS Качесто математического и естественно-научного образования 4, 8 классы Раз в четыре года 2023 г.
    PIRLS Качество чтения и понимания текста 4-е классы Раз в пять лет 2021 г.
    PISA Все виды грамотности 15-летние школьники Раз в три года 2021 г.
    Оценка качества образования по модели PISA Качество математического и естественно-научного образования 8, 9 классы Раз в четыре года 2019 - 2024 гг., в разных регионах в соответствии с графиком

     В национальном проекте "Образование" одной из приоритетных целей является вхождение России в десятку лучших систем образования по результатам международных исследований.

     Мониторинг формирования функцинальной грамотности - это не контроль и не проверка с выстраиванием рейтингов общеобразовательных организаций или регионов.  Основой внедрения проекта являются идеи формирующего оценивания: поддержка и обеспечение формирования функциональной грамотности. Система заданий и диагностических материалов разрабатывается с учетом подходов инструментария международного исследования PISA. При этом используются все отечественные инновационные разработки в данной области. Концептуальные подходы для мониторинга формирования функциональной грамотности разрабатываются с учетом особенностей учащихся, для которых предназначены задания мониторинга.

      Разрабатываемая система заданий и диагностических материалов будет способствовать обновлению учебных и методических материалов с учетом переориентации системы образования на новые результаты, сформулированные в ФГОС и связанные с «навыками 21 века», – функциональной грамотностью учащихся и развитием позитивных установок, мотивации обучения и стратегий поведения учащихся в различных ситуациях.

     Разработка заданий и диагностических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности учащихся 5-9 классов осуществляется по 6-ти составляющим функциональной грамотности: математической, читательской, естественнонаучной и финансовой грамотности, глобальным компетенциям, креативному мышлению. Задания, объединенные в тематические блоки, составляют основу инструментария для оценки функциональной грамотности (также как и в исследовании PISA). Блок заданий включает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, относящихся к этой ситуации. Учащиеся должны выполнить задания, используя знания из различных предметных областей. Их последовательное выполнение способствует тому, что двигаясь от вопроса к вопросу, ученики погружаются в описанную историю (ситуацию) применяют свои знания и умения, а также приобретают как новые знания, так и функциональные навыки.

     В настоящее время разработаны Интернет-ресурсы, контент которых можно использовать для развития и оценки функциональной грамотности обучающихся:

     1) Электронный банк заданий:  https://fg.resh.edu.ru/ 

     2) Общероссийская оценка по модели PISA. Вебинар для общеобразовательных организаций:  https://fioco.ru/vebinar-shkoly-ocenka-pisa

    3) Открытые задания:   https://fioco.ru/примеры-задач-pisa

    4) Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественно-научной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач:  http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf

    5) Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 - 7 классов:  http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/

    6) Издательство "Просвещение":  https://media.prosv.ru/fg/

    7) Банк тестов:  https://banktestov.ru/test/3674

    8) Марафон по функциональной грамотности. Яндекс.Учебник:  https://yandex.ru/promo/education/specpro/marathon2020/main

    9) Вебинары для учителей-предметников по финансовой грамотности:  https://uchitel.club/events/vebinary/filter

    Банк заданий по финансовой грамотности от издательства "Просвещение":

     Электронный банк заданий по финансовой грамотности      ссылка
     Электронный банк заданий по математической грамотности     ссылка
     Электронный банк заданий по читательской грамотности       ссылка
     Электронный банк заданий по естественно-научной грамотности       ссылка
     Электронный банк заданий по глобальным компетенциям       ссылка
     Электронный банк заданий по креативному мышлению       ссылка
     Читательская грамотность. Характеристика и система оценивания         файл
     Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов по шести составляющим       ссылка

     

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie