МОУ СОШ с.Андреевка
с. Андреевка, Екатериновский район, Саратовская область
  • Обеспечение антитеррористической безопасности в школе

         Терроризм сегодня - одна из главных угроз цивилизации, доказавшая за последнее время свою крайнюю жестокость. Террористическая угроза - это каждодневная реальность, к отражению которой надо быть готовыми всегда. Для террориста человеческая жизнь не имеет никакой ценности, и активная гражданская позиция каждого - необходимое условие успешного противостояния.

         В современных условиях проблема обеспечения безопасности и антитеррористической защищённости в образовательных учреждениях особо актуальна и остаётся приоритетной как в государственной, так и в региональной политике в сфере образования.

         Угроза совершения теракта сегодня существует практически для каждого жителя планеты, абсолютной гарантии безопасности нет ни для кого. Тем не менее, общество обязано предпринимать всё возможное для обеспечения должного уровня защиты. Антитеррористическая защищённость образовательных учреждений приобретает особую значимость, поскольку от этого зависят жизни детей.

         Активно ведётся работа по созданию специального комплекса мер, направленных на антитеррористическую защищённость образовательного учреждения: укрепление материальной базы; стабильно действующая профилактическая работа, направленная на усиление внимания персонала образовательного учреждения к проблеме терроризма; формирование навыков оперативной и своевременной реакции на угрозу терроризма.

         Образовательное учреждение является объектом повышенной опасности в связи с массовым присутствием людей на ограниченной территории.

         С целью предупреждения и пресечения возможности совершения террористического акта в учебный процесс образовательного учреждения вводится комплекс организационно-профилактических мероприятий, позволяющий предотвратить или максимально сократить потери людей при совершении террористического акта.   

    Комплекс организационно-профилактических мероприятий включает:

    1. Инструктаж работников образовательного учреждения всех уровней по противодействию террористическим проявлениям.
    2. Инвентаризацию основных и запасных входов-выходов.
    3. Проведение осмотров территории и помещений.
    4. Организацию контролируемого въезда автотранспорта на территорию образовательного учреждения.
    5. Организацию пропускного режима.
    6. Организацию уборки территории и помещений образовательного учреждения.
    7. Информационное обеспечение в сфере антитеррористической деятельности.
    8. Проверку работоспособности телефонной связи дежурной службы образовательного учреждения с дежурной частью УВД.
    9. Плановые проверки работоспособности технических средств защиты (кодовых замков, электронных замков, домофонов и т.д.).
    10. Проведение тренировок по антитеррористической деятельности.
    11. Инвентаризацию помещений, сдаваемых в аренду.

    Какие требования установлены законом по антитеррору в образовательных учреждениях?

         За антитеррористическую безопасность в школах отвечает администрация вместе с муниципальными властями и правоохранительными органами населенного пункта. Требования для школ такие:

    1. Обеспечить безопасность силами вневедомственной охраны или частных предприятий, предотвращать опасные ситуации, проверять всех, кто входит в здание, защищать персонал и детей от любых насильственных действий на территории.
    2. Установить металлические двери, решетки на окна, системы сигнализации, камеры и систем контроля за радиационным и химическим состоянием окружающей среды.
    3. Составить паспорт антитеррористической защищенности.
    4. Постоянно контролировать противопожарную и электробезопасность.
    5. Обучать персонал и учеников мероприятиям по гражданской обороне и улучшать материально-техническое оснащение школы.
    6. Общаться с родителями и объяснять, как они могут повлиять на безопасность.
    7. Проводить совещания и планерки по вопросам противодействия экстремизму и терроризму.

    Какие документы должны быть в образовательных учреждениях по антитеррористической защищенности?

    В каждом образовательном учреждении должен быть Паспорт антитеррористической защищенности.

    В этом документе:

    • есть сведения о том, как организована антитеррористическая безопасность в школе;
    • представлены возможные сценарии развития кризисных событий;
    • отмечены слабые места в плане защищенности объекта и варианты исправления ситуации;
    • есть оценка возможных последствий теракта.

    Паспорт нужен, чтобы оценить объект в плане недопущения терактов и минимизации их последствий.

    Функции руководителя:

    1. Имеется кнопка экстренного вызова, выведенная на пульт подразделения войск национальной гвардии России.
    2. Имеется наружное и внутреннее видеонаблюдение.
    3. Имеются  технические системы обнаружения несанкционированного проникновения на объект.
    4. На всех дверях установлены внутренние замки.
    5. Регулярно с сотрудниками и учащимися лицея проводятся тренировочные эвакуации, инструктажи  по действиям в чрезвычайной ситуации.
    6. Оборудованы уголки безопасности.

    Что составляет деятельность комиссии

    1. Антитеррористическая комиссия составляет план работы и совместных мероприятий с органами правопорядка.
    2. Проводится полная инвентаризация для обследования имеющихся входов и выходов и обеспечения их охраны и контроля всех лиц, входящих на территорию учебного заведения.
    3. В ходе инвентаризации комиссия определяет минимальное количество входов, которые нужно оставить открытыми, остальные закрываются и опечатываются.
    4. Комиссия также разрабатывает инструкции по антитеррористической безопасности в школе, в них подробно расписаны действия персонала и детей в случае угрозы безопасности людей, присутствующих на территории школы.

    Что входит в комплекс предупредительных мер

    • ежедневный обход территории, осмотр всех мест, в которых возможна закладка взрывного устройства;
    • регулярная проверка складских помещений, особенно после поступления каких-либо материалов;
    • тщательный контроль за подбором кадров;
    • систематическая проверка помещений, сданных в аренду;
    • обход работниками охраны здания школы по вечерам для проверки целостности окон, решеток, дверей;
    • инструктаж по антитеррористической безопасности в школе совместно с работниками правоохранительных органов.

    Каковы действия при подозрении на вероятность теракта

    Если имеются подозрения на возможность организации теракта, следует усилить бдительность и немедленно докладывать директору о следующих подозрительных признаках: 

    • попытка проникновения в школу посторонних людей;
    • стремление незнакомых людей вступить в контакт с охраной или детьми;
    • ведение наблюдения за территорией школы – визуального или с помощью технических средств;
    • изучение подсобных помещений посторонними людьми;
    • прибытие в адрес школы незаказанных грузов или появление на территории незнакомых предметов;
    • выход из строя сигнализации, телефонной связи или электроэнергии.

    Работа с учащимися

    Регулярный инструктаж проводится по антитеррористической безопасности со школьниками. Им объясняется опасность и недопустимость следующих действий:

    • трогать или пользоваться пакетами или предметами, найденными на улице;
    • брать у посторонних людей какие-либо вещи или игрушки;
    • нельзя трогать проволоку или шнур, натянутые в каком-то месте.

    Обеспечение антитеррористической безопасности в школе определяет и порядок действий при поступлении угроз по телефону:

    • попытаться запомнить весь разговор и сразу записать его на бумаге;
    • если это возможно, записать номер звонившего;
    • во время разговора постараться определить пол либо возраст звонившего, какие-то особенности речи;
    • запомнить особенности звукового фона во время звонка — шум поезда, голоса людей и т. д.;
    • записать время разговора;
    • сразу после звонка сообщить о нём только директору школы или его заместителю;
    • не нужно класть телефонную трубку после окончания разговора.  Это поможет правоохранительным органам и спецслужбам быстрее задержать преступника.

    Организация безопасности в праздничные дни

         Для профилактики террористических угроз за две недели до праздничных дней директор издает приказ об усилении антитеррористической безопасности в школе, который регламентирует дополнительные меры, принимаемые в целях обеспечения безопасного проведения праздничных мероприятий.

    Эти действия включают:

    • проведение внепланового инструктажа учителей, остального персонала, учащихся школы;
    • усиление охраны и ужесточение пропускной системы;
    • дежурство учителей, учащихся на этажах, лестницах, в столовой;
    • ежедневная проверка всех помещений, входов и выходов;
    • контроль за работой охранников;
    • своевременный вывоз мусора, обеспечение должного санитарного состояния территории.

         Контроль за исполнением приказа лежит на директоре школы. По каждому случаю нарушения приказа должно проводиться служебное расследование с привлечением виновных к ответственности. 

    Формы работы с детьми

         Для обеспечения эффективной защиты школы от террористической угрозы большое значение имеет работа с детьми – учащимися младших классов. Конечно, трудно объяснить ребенку необходимость следования правилам безопасности, не пугая его. Нужно постараться сделать это в мягкой форме или с помощью игровых ситуаций. Ребенок должен научиться вести себя правильно в нестандартных ситуациях. К сожалению, терроризм – это реальность, и ребенок должен быть к ней готов ради спасения своей жизни. Антитеррористическая безопасность в школе может включать также дополнительные мероприятия в зависимости от конкретных условий, в которых она функционирует. 

    Обеспечение безопасности зависит от каждого, от нашей с вами бдительности.
    Поэтому НЕОБХОДИМО:

    • Внимательнее присматривайтесь к окружающим людям, обращайте внимание на незнакомых лиц, замеченных вами в подъезде, на чердаке или в подвале вашего дома, бесхозные автомобили, припаркованные в непосредственной близости от жилых зданий.
    • Заметив взрывоопасный предмет (гранату, снаряд, бомбу, или просто подозрительный свёрток), не подходите близко к нему.
    • Позовите находящихся поблизости людей, попросите немедленно сообщить о находке в милицию.
    • Не позволяйте случайным людям прикасаться к опасному предмету или пытаться обезвредить его.
    • Совершая поездки в общественном транспорте, обращайте внимание на оставленные сумки, портфели, свертки, игрушки и другие бесхозные предметы, в которых могут находиться самодельные взрывные устройства.
    • Немедленно сообщите об этом водителю. Не открывайте их, не трогайте руками. Предупредите стоящих рядом людей о возможной опасности.
    • Обо всех подозрительных находках или лицах незамедлительно сообщайте в полицию.

    Памятка об экстремизме

    В настоящее время в мире все чаще говорят о проблеме экстремизма. И для этого есть все основания. Никто из нас не застрахован от его проявлений. Молодежь наиболее подвержена экстремистским проявлениям. Экстремизм становится, как правило, последней ступенью к возникновению терроризма.

    Противодействие экстремистской деятельности осуществляется по двум направлениям – это профилактика и непосредственное выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности.

    Экстремизм (от фр. exremisme, от лат.) – «крайне опасное явление в жизни любого общества. Оно создает угрозу основам конституционного строя, ведет к попиранию конституционных прав и свобод человека и гражданина, подрывает общественную безопасность и государственную целостность Российской Федерации».

    Одной из форм проявления экстремизма является распространение фашистской и неонацистской символики. Экстремизм, как правило, в своей основе имеет определенную идеологию.

    Признаки экстремизма содержат только такие идеологии, которые основаны на утверждении исключительности, превосходства либо неполноценности человека на почве социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии, а также идеи политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.

    Экстремистскими являются действия, связанные со стремлением разрушить, опорочить существующие в настоящее время общественные и государственные институты, права, традиции, ценности. При этом такие действия могут носить насильственный характер, содержать прямые или косвенные призывы к насилию.

    В целях профилактики экстремизма в молодёжной среде следует различать группировки экстремистской направленности от неформальных молодёжных объединений. В неформальных объединениях отсутствует четкое членство и их принято рассматривать, как формирования, объединяющие в себе молодёжь по признаку субкультуры (лат. sub – «под» + культура).

    В националистические группировки вовлекаются подростки всё более раннего возраста. В отличие от обычных групп подростков, совершающих хулиганские действия или акты вандализма, как правило, с целью «поразвлечься», неформальные экстремистские группировки осуществляют свои противоправные действия для «преодоления всех политических и экономических проблем в стране с целью создания «чисто национального» государства», так как это, по их представлению, послужит гарантией от любых угроз.

    При этом следует отметить, что в такие группировки попадает, в основном, молодёжь, не занятая какой-либо общественно-полезной деятельностью, не посещающая спортивные секции, клубы, иные заведения дополнительного образования. Проблемные семьи в этой среде редкость. Как правило, это дети, финансово обеспеченные, но ограниченные в общении с родителями в связи с их постоянной занятостью.

    За осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут: уголовную, административную, гражданско-правовую ответственность в установленном законодательством РФ порядке.

    В соответствии с законодательством на территории Российской Федерации запрещаются распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. Производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

            

             

    Почему терроризм - угроза обществу

       

       

       

    Надо знать:

         

    Видеоролики

    Видеоролики отделения по делам несовершеннолетних Приволжского ЛУ МВД России на транспорте направлены на профилактику правонарушений в молодежной среде, для распространения в образовательных организациях Саратовской области. 

    Видеоролик "Об ответственности за экстремизм" 

    Видеоролик "О правилах поведения в социальных сетях" 

    Видеоролик "Что такое несанкционированный митинг?" 

    Видеоролик "Антитеррор"

    Видеоролик "Информация о средствах индивидуальной мобильности" 

    Документы

    Памятка по действиям при обнаружении в воздушном пространстве беспилотного воздушного судна

    Жителям Саратовской области в случае визуального обнаружения  беспилотного воздушного судна (далее по тексту - БВС) в воздушном пространстве над территорией (объектом) своего нахождения, либо в непосредственной близости от его границ, убедительная просьба сообщать об этом любыми доступными средствами по телефону «102», или в дежурные службы ГУ МВД России по Саратовской области (тел. (8-8452) 74-13-33), УФСБ России по Саратовской области (тел. (8-8452) 37-30-01).

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie